Четверг, 02.05.2024, 22:32
Клуб одаренных детей "МАЯК" Спасского района
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Рефераты [3]
Научно-исследовательские работы [4]
Проектные работы [1]
Мультимедийные продукты [0]
Наш опрос
Какую информацию Вы хотели бы видеть на нашем сайте?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Творческие работы » Рефераты

Храм Рождества Христова с пределами в честь Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца. История названия храма.
[ Скачать с сервера (283.6 Kb) ] 19.05.2014, 21:44

Районная научная краеведческая конференция учащихся ОУ

Спасского муниципального района

« Мой Спасский край - святой Руси начало».

 

 

МБОУ Красноватрасская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Храм Рождества Христова

 с пределами в честь Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца.

 История названия храма.

 

 

 

 

Авторы:

Бирюкова Елена.
Нохрина Надежда.
Сезёмина Мария.

Ученицы 9 класса

 

Научный руководитель:
Столбова Галина Михайловна

учитель истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Спасское 2011

 

                        План

  1. Введение
  2. Храм Рождества Христова с приделами в честь Иоанна Предтечи и Святителя Чудотворца Николая.

а) Рождество Христово.

б) Храмы в честь Рождества Христова на Руси.

               в) Святой Чудотворец Николай.

               г) Храмы в честь Святителя Николая Чудотворца.

               д) Иоанн Предтечи- святой христианской церкви.

               е) Храм в честь Иоанна Предтечи.

               ж) Храм Рождества Христова в Красном Ватрасе.

                    История и современность.                      

               3. Заключение.

              4. Список литературы.

               5. Приложения.

Храмы на Руси всегда имели особое значение. Это история духовного становления русского человека, нашедшего своё отражение в камне.

Когда я с изумлением смотрю

На эти древнерусские соборы,
Я вижу с них, подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,
Взалкавших недоступного им рая,
А творчества слепительный венец,
Вознесшегося, время попирая.

Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, и поэтому об архитектуре Древней Руси мы можем судить лишь по сохранившимся каменным постройкам. Храмы всегда строились в честь, каких либо великих событий, важных для истории страны и русского народа, или освещались в честь почитаемых святых или церковных праздников.
Храм, построенный в нашем селе, освещён в честь Рождества Христова и имеет два придела в честь Иоанна Предтечи и Святителя Чудотворца Николая, поэтому мы решили выяснить, почему храм и его приделы были освещены именно так.
Прежде всего, нам предстоит выяснить, чем прославились в христианстве Иоанн Предтечи и Николай Чудотворец, и за что были причислены к лику святых.
Какова история возникновения праздника в честь Рождества Христова, когда и как его стали отмечать на Руси. Какие ещё храмы были построены в их честь. Для того чтобы получить нужную информацию, мы воспользовались сетью Интернет, а так же работами историка-краеведа С.М Ледрова « Два Села», «Малая родина - Спасский край», воспоминаниями жителей села. Данная тема может быть интересна и актуальна на современном этапе, когда идёт процесс восстановления утраченных духовных ценностей русского народа и выросло уже не одно поколение людей, которые очень далеки от истории православной русской культуры.

Рождество Христово главный праздник христианства, оно означает конец языческой культуры и начало христианской культуры, на которой основана вся современная цивилизация. Христианство принесло «свет» миру, любовь, смирение, прощение, мягкость. Все теперешние ценности и нормы цивилизованного общества, а так же законность, письмо, образование, искусство созданы под плодотворным влиянием христианства. Наше летоисчисление связано  с рождением Иисуса Христа. Влияние христианства на Руси ещё глубже, чем в Европе, так как даже письменная история Руси фактически начинается с принятием христианства.

25 декабря\7 января отмечается праздник Рождества Христова, который по традиции празднуется 3 дня. За это время нужно посетить всех родственников и знакомых, взрослые ходят, друг к  другу в гости, а дети ходят со «звездой» и славят Рождество. В честь этого праздника написано огромное количество икон и построено множество храмов по всей Руси.
Например, церковь Рождества Христова в Измаилове (приложение № 1), в Краснодарском крае (приложение № 2), в Саратове (приложение № 3). В честь значительных событий на Руси строились храмы и нередко они получали названия в честь Рождества Христова. Так случилось с храмом, построенным после победы в Куликовской битве, Дмитрий Донской повелел на месте  «беседы» (военного совета, на котором был составлен план сражения) поставить храм в честь Рождества Христова. Изначально храм был деревянный, но по приказу Бориса Годунова в 1598-1599 гг. на этом месте был возведён каменный храм, который был очень схож с церковью Вознесения в Коломенском. Церковь имела 2 предела, один из которых был освещён во имя великомученика Фёдора Стратилата, небесного покровителя царя Фёдора, другой — великомученика Дмитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Годунова, владельца Бесед. Третий предел, в подклети церкви, освятили во имя преподобного Феодосия. В 1820 г. более обширный северный предел в честь Покрова Богородицы и сооружена трёх ярусная шатровая колокольня (приложение № 4).

На территории Нижегородского края церковь в честь Рождества Христова построена также в Балахне ещё в конце 17 века (приложение № 5). Размеры церкви  небольшие, производят впечатления спокойного величия, чему способствует контраст её основного объёма с пластически более развитыми, но небольшими приделами.

19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца, покровителя путешественников  мореплавателей, очень почитаемого святого в православном мире. Святой Николай, живший в 3-4 веке, прославился как великий угодник Божий, поэтому его и называют Николай Угодник. Христиане верят, что он совершает чудеса в пользу молящихся людей. За свою жизнь он совершил множество добрых дел во славу Божию, что их не перечесть, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, его вера удивительная, сильная, ревностная. Святой Николай скончался в середине 4 века в глубокой старости, по церковному преданию мощи Святого сохранились нетленными и  источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Барии, где  они находятся и поныне.

Много храмов построено в его честь на Руси. Первый храм был построен еще княгиней Ольгой над могилой Аскольда и Дира (при жизни  Аскольд был крещен в 866 под именем Николая, возможно в честь Николая Угодника).

Церкви в честь Николя Чудотворца построены в Казани (приложение№6), Хамовниках  (приложение№7), Таллине (Эстония)(приложение№8),Брестской области(Беларусь)(приложение№9).

С 3 века христианская церковь отмечает праздник Рождества Иоанна Предтечи, которого называли «светлым торжеством» и «денницей солнца правды». При жизни Иоанн совершил множество добрых дел, исцелил тысячи людей и даже его образы обладают исцеляющей силой. Наиболее чтимые образы Иоанна Предтечи на Руси это «Храмовый образ Иоанна Предтечи» (16век), который находился в монастырском соборе в честь Усекновения главы святого Пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна. Образ состоит из двух частей: собственно образа святого пророка Иоанна и металлического медного образа, который прикреплён к иконе на цепочке и хранится в ларце и также обладает исцеляющей силой.

На берегу Волги в 1689 – 1690годах была построена церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи.    (Приложение № 10). 

  

Храм в селе Красный Ватрас так же построен в честь Рождества Христова. До наших дней дошли сведения, что первая деревянная церковь в честь Рождества Христова была построена в 18 веке. Самая ранняя метрическая книга приходской церкви Монастырского Ватраса датирована 1812 годом. На основании записей в данном документе священник выдавал метрические записки по-нынешнему свидетельства о рождении. Каждый год в храме составлялись исповедные ведомости о прихожанах, бывших или не бывших у исповеди и святого причастия. В них перечислялись все жители прихода по семьям с указанием сословия, вероисповедания, возраста и степени родства.

            В 1830 году в Монастырском Ватрасе поднялся первый в Спасской волости каменный храм. Он был освящен в честь Рождества Христова и имел приделы во имя Иоанна Предтечи и Святителя и Чудотворца Николая.

            В храме служил священник, дьякон, дьячок, которые владели по 6 десятин земли, которую обрабатывали местные крестьяне.

            В 1887 году при храме было открыто одноклассное церковноприходское училище, в котором преподавал священник Петр Красовский.

Сложный период пережил храм в советское время, но не разделил участь храмов соседних сел, не был разрушен. Известно, что священником с 1913 по 1931 года в Монастырском Ватрасе был Милорадов Василий Викторович и службы в церкви были регулярными, старостой был Яков Кальмин, звонарем Галкин Андрей. Почему в 1931 году священник был заменен точно неизвестно, одни считают, что он был переведен в другой приход, другие, что отрекся от сана.

            С 1931 по 1938 годы был прислан новый священник Красицкий Алексей Александрович, при котором церковь довольно активно действовала, там даже существовал хор, в котором был дирижер - Дмитрий Павлович и пение было поставлено по голосам. Басами в хоре пели братья Павел Степанович и Иван Степанович Тюляпкины, Лячканов Григорий Петрович, тенор Рогов Петр Михайлович. На правом клиросе пели и мужчины и женщины, на левом только женщины – Шевякова Мария Петровна, Горячева Зинаида Петровна, Тюляпкина Зинаида Семеновна, которая пела в хоре с 13 лет. Именно Зинаида Семеновна и донесла до нас эту информацию.

В 1938 году Красицкий отказался от сана и вступил в партию большевиков. Другого священника не прислали, но церковь официально не закрывали. Службы постепенно прекратились сами собой, так как посещение храма советская власть не приветствовала, а иногда и наказывала.

Храм был закрыт на замок, а имущество стало потихоньку расхищаться.

 В 1990 году храм стал официально действующим, был прислан священник Бочкарев Андрей Викторович, начались активные работы по восстановлению. Была возвращена церковная утварь, иконы, венцы были привезены из Семьянской церкви  Воротынского района.

Большую помощь в восстановление храма оказало правление колхоза имени Кирова, председателем которого в то время была Егорова Людмила Александровна,  так же местные жители среди них Столбова Т.А, Леонтьева А.А, Котова В.В, Посадова М.М, Кучерова М.И.

Благодаря усилиям многих людей храм до сих пор сохранил своё первозданное обличие и служит духовным оплотом для жителей села. (Приложение № 11)

В ходе данного исследования мы установили, чем прославились в христианстве Николай Чудотворец и Иоанн Предтечи, историю возникновения праздника в честь Рождества Христова.

Выяснили, что на Руси было построено значительное количество храмов освященных в честь Рождества Христова, Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца, многие из них сохранились и до наших дней. Храмы, которые носят похожие названия, имеются  и на территории Нижегородской области.

Проводя данное исследование, мы ответили на вопрос, почему храм, построенный в Красном Ватрасе освящен в честь Рождества Христова, и считаем, что эта информация будет интересна и полезна для всех.

 

 

Литература.

 

 

1.Воспоминания  жителей села.

2.Итернет ресурс.

http://pravoslavnye.org/index.php/2010-06-26-10-24-23?start=40

http://ru.wikipedia.org/wiki/Никольская_церковь_(Таллин)

http://images.yandex.ru/yandsearch

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=

3.Ледров С.М «Два села». Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.2002г.

4.Ледров С.М. Малая Родина - Спасский край. Нижний Новгород. «ЛИТЕРА».1999г.

 

 

 

 

 

№11 (Храм Рождества Христова  в Красном Ватрасе)

 

 

 

 

 

 

Категория: Рефераты | Добавил: skachkovatatyana
Просмотров: 822 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Turboden © 2024Конструктор сайтов - uCoz