Четверг, 02.05.2024, 18:28
Клуб одаренных детей "МАЯК" Спасского района
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Рефераты [3]
Научно-исследовательские работы [4]
Проектные работы [1]
Мультимедийные продукты [0]
Наш опрос
Какую информацию Вы хотели бы видеть на нашем сайте?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Творческие работы » Рефераты

«Жемчужины нижегородских храмов»
[ Скачать с сервера (40.7 Kb) ] 19.05.2014, 21:49

 

Районная научная краеведческая конференция учащихся ОУ

 

 

Спасского муниципального района

 

«Мой Спасский край – святой Руси начало.»

 

 

 

МБОУ Спасская Средняя Образовательная Школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Жемчужины нижегородских храмов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:  ученицы 9 «б» класса

                                                                                                         Алатырцева Наталья

                                                                                               Жукова Анна

                                                                                                     Синягина Ксения

                                                                                                  Яльцева Елена

 

 

                                                                                      Научный руководитель:

Жуков Андрей Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Спасское 2011

 

План работы.

  1. Введение
  2. Основное содержание:
  1. Михайло-Архангельский собор
  2. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
  3. Рождественская Строгановская церковь
  4. Храм Александра Невского
  1. Заключение
  2. Список литературы

Введение

Нижний Новгород и сама Нижегородская губерния весьма богата на разнообразие церковных храмов архитектуры: это и сельские церквушки, и городские храмы, и соборы, и комплексы монастырей. Естественно, объять необъятное невозможно, поэтому мы решили остановиться всего лишь на 4-х уникальных храмах православного зодчества в Нижнем Новгороде. Все эти храмы расположены в непосредственной близости друг от друга.  Достаточно пройти 300-400 метров, как мы окажемся уже около другой «жемчужины православной архитектуры». То есть этот маршрут от храма к храму можно назвать пешеходной экскурсией. 

Каждый храм по-своему уникален. Михайло-Архангельский собор в Кремле один из самых древних храмов Нижнего Новгорода. В нём находится могила великого патриота «земли русской» - Козьмы Минина. На Ивановском спуске Кремля расположена вновь отреставрированная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Именно около этого храма состоялась знаменитое воззвание Козьмы Минина освободить русскую землю от интервенции и прекратить великую Смуту на Руси.

Спустя несколько сот метров на Ильинской улице расположена ещё одна «Жемчужина» храмового зодчества – церковь Рождества Христова (или Строгановская), построенная на средства купца Строганова. Церковь так и сияет благолепием и неповторимой красотой.

Параллельно от Строгановской церкви на той стороне Оки, на Стрелке, высится храм Александра Невского. Достаточно прогуляться по Окскому мосту, как мы встретимся с этим «Знаковым» храмом для Нижнего Новгорода. Ведь он построен в честь защитника русской земли, светлого благоверного князя А.Невского. А именно он был объявлен человеком России номер один за всю нашу Российскую историю, и умер на Нижегородской земле в Городце.

У каждого из  этих храмов своя неповторимая архитектура и история. И именно о них пойдёт наш рассказ.

Михайло – Архангельский собор

История собора

Храм в Архангела Михаила был заложен на высоком крутом берегу Волги Владимирским князем Георгием Всеволодовичем одновременно с основанием Нижнего Новгорода в 1221 году. Первоначально церковь построили из дерева, но уже после пожара в 1227 году храм был перестроен в камне.Михаило-Архангельский собор стал вторым после главного – Спасо-Преображенского – каменным храмом, построенным в Кремле. По образу и подобию храмов Владимиро-Суздальской Руси Собор был украшен резьбой.В XIV столетии, когда Нижний Новгород становится столицей самостоятельного Нижегородско-Суздальского княжества, неоднократно горевшие, а потому обветшавшие, кремлевские белокаменные соборы отстраиваются заново. Так, Михаило-Архангельский собор восстановлен в 1359 году. С этого времени он становится сначала домовым храмом, а затем и усыпальницей Нижегородско-Суздальских великих князей.С давних времен на Руси существовал обычай возводить в честь событий государственной важности храмы-памятники. С XVI столетия их строили шатровыми, что более всего отвечало эстетическим воззрениям русского человека. Красивыми почитались лишь высотные здания, видимые издали и отличавшие площади в плотной хаотичной средневековой застройке русских городов.3 декабря 1627 года в Нижний Новгород пришел Указ о возведении государевой казной нового Михаило-Архангельского собора. А уже весной следующего года сюда прибыли каменных дел подмастерья Лаврентий Семенович Возоулин и его пасынок Антип. Строительные работы на Часовой горе Нижегородского кремля начались 23 апреля 1628 года. Это редчайший в истории древнерусского зодчества случай, когда на основе подлинных документов можно воссоздать все основные вехи строительных работ, а также назвать имена ведущих создателей храма.Кирпич к началу работ закупили в Балахне и везли его в лодьях на пески-отмели прямо под Нижегородский кремль. С началом работ в Кремле была установлена и кузня, где изо дня в день "работал металл" нижегородец Герасим Федоров, ковавший толстые связи, закладываемые внутри стен для прочности, оконные решетки со ставнями, полотнища дверей, кресты будущих глав храма и колокольни, а также цепи огромного паникадила, которые должны были поднять светильник по центру собора.На своих заводах в Балахне изготовили и большие глиняные корчаги-голосники, которые следовало поместить в кладку стен восьмерика, чтоб снять нередко возникавшее меж граней открытого во внутрь шатра эхо. Это была одна из профессиональных тайн мастерства русских зодчих. От умелого расположения горшков-голосников на нужном уровне либо возникала удивительная акустика, либо помещение становилось негодным для церковного пения.Когда старший зодчий Лаврентий Возоулин заболел, руководство строительными работами пришлось взять на себя Антипу. По этой причине возведение храма не удалось закончить в 1629 году, как планировалось. Оставалось еще завершить кладку колокольни и установить над маковинами обоих шатров кованые кресты, а уж затем приняться за отделку интерьеров. На завершение строительства Михаило-Архангельского собора после этого ушло еще два года. Лишь в 1631 году безымянный летописец запишет: "В лето 7139 года в Нижнем строена церковь каменная Архистратига Михаила". Так на территории Нижегородского кремля был возведен четвертый по счету одноименный, ныне сохранившийся, Михаило-Архангельский собор. Сорока годами позже, в 1672 году, к нему был пристроен придел в честь апостола Иоанна Богослова, который также сыграл свою роль в архитектурном облике. Известно, что в начале XVIII века здание храма сильно страдало от многочисленных пожаров. Особенно разрушительным был пожар 1715 года, уничтоживший почти все деревянные церковные сооружения и нанесший значительный урон каменным постройкам. Только в 1732 году стараниями вице-губернатора бригадира Ивана Михайловича Волынского Архангельский собор был восстановлен. 18 марта того же года возобновленный храм был освящен Преосвященным Питиримом.В 1795 году бывший нижегородский вице-губернатор князь Василий Иванович Долгорукий в память о Юрии Всеволодовиче – основателе Нижнего Новгорода, которого он называл своим предком, за свой счет отремонтировал придел Иоанна Богослова. К сожалению, до нашего времени этот придел уже не сохранился; он был разобран во время реставрационных работ 1960-1962 годов.

Архитектура

В архитектурном плане Михаило-Архангельский собор – единственное ныне уцелевшее культовое сооружение Нижегородского кремля, представляющее собой своеобразную асимметричную для того времени композицию из двух разновеликих шатров. Западная паперть по задумке зодчего («как мера и красота указали») была смещена к северу. Главный вход оказался сдвинутым к центральной оси. Северная же паперть приобрела трапециевидную форму. Сближение в северо-западной части объемов двух папертей позволило композиционно уравновесить колокольную надстройку с папертями и высоким шатром церкви, достичь гармоничного их единства в общем архитектурном ансамбле.Архангельский собор является уникальным для начала XVII века ансамблем, где собственно церковь соединена с колокольней. Звонарь здесь мог не только слышать, но и видеть весь ход храмовой службы с яруса звона через арочный верхний проем. К нему вела каменная лестница от небольшой дверцы у главного входа внутри западной и южной стен. В 20-х годах XIX века храм был закрыт, с 1962 года в нем находился филиал исторического музея.Реставрационные работы на научной основе в храме были проведены в 1960 – 1962 годах. При этом производились и археологические раскопки. Возглавлял работы известный московский археолог Н.Н. Воронин. Итогом грандиозных исследований стало укрепление собора и возвращение ему первоначальной объемной композиции. Внутреннее убранство храма также было приведено к первоначальному состоянию: полностью раскрыт изнутри шатер, заложен ближний к югу проем в алтарной преграде, пробитый в XIX веке. В собор был перенесен прах Кузьмы Минина. Предпринятые усилия по приданию сооружению его подлинных архитектурных форм, искаженных предыдущими переделками, увенчались успехом – сегодня памятник в целом выглядит так, как и задумывался зодчими XVII века. Собор принадлежит Нижегородской епархии, с 2000 года в нем совершаются богослужения.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

История церкви

Церковь на Нижнепосадском торгу – одна из древнейших в Нижнем Новгороде. Она находится в самом низу Ивановского съезда, идущего от Нижегородского кремля до улицы Рождественской. Исторически это территория так называемого Нижнего посада, располагавшегося на террасе вдоль правого берега реки Волги. Церковь поставлена на пересечении важных транспортных и пешеходных направлений: двух спусков к Нижнему посаду (Ивановского и Зеленского съездов), выхода с Нижневолжской набережной и улицы Рождественской. Находясь на возвышенном участке Нижнего посада, она хорошо просматривается с этих направлений. Ее силуэт играет заметную роль в формировании речного фасада города.Деревянная церковь на этом месте существовала уже в 1621 году. В Писцовой книге Нижнего Новгорода Дм. Лодыгина сообщалось, что церковь "древяная, клетцки с трапезою и папертью", то есть представляла собой наиболее распространенный тогда простейший тип рубленого храма с двускатной кровлей и просторной трапезной, окруженной открытой в стороны папертью, на которую вел всход. Кем и когда церковь была построена, неизвестно. Однако можно предположить, что произошло это не ранее 1504 года, так как одна из первых каменных башен Нижегородского кремля, получившая впоследствии название Ивановской (из-за близости одноименной церкви), в записи нижегородского летописца о нашествии Махмед-Имина, называется еще Тверской.Вероятно, при Ивановской, как и при других посадских церквах, издревле существовало кладбище. Данное предположение подтверждается описанием земляных работ 1843 года вблизи церкви, приведенное архимандритом Макарием в его книге “Памятники церковных древностей”: “…Но когда в 1843 году устроилась вокруг церкви терраса, то выкопано было множество гробов, как бы положенных один на другой…” Деревянный храм Иоанна Предтечи неоднократно подвергался разрушительному воздействию пожаров, часто бушевавших на Нижнем посаде в XVI – XVII веках.Строительство каменной Иоанно-Предтеченской церкви связано с личностью нижегородца-промышленника Гаврилы Степановича Дранишникова (в ряде документов упоминается как Дрянишников). По одной из легенд, его жена бежала вместе с сыном Ерофеем в тайные скиты Заволжья, сохраняя старообрядческую веру. Оставшись один, в 1676 году Г.С. Дранишников испросил благословение митрополита своей казной возвести каменную Иоанно-Предтеченскую церковь на Нижнепосадском торгу, вложить накопленные капиталы в богоугодное дело и тем самым доказать свою "истую" приверженность православию.Но до конца строительство храма довести ему не удалось. 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скоропостижно скончался, успев всего за два дня до смерти составить завещание, по которому отпускал на волю всех своих крепостных, а наличное имущество, состоявшее из четырех жилых дворов, амбаров с солью, волжских ладей и иной "всякой завод" он передавал родному брату Лаврентию при непременном условии, что тот достроит каменный нижнепосадский храм.В 1683 году нижегородский летописец запишет, что на Нижнем посаде "близъ торгу священа церковь каменная Иоанна Предтечи, а строил же церковь нижегородец, посадцкий человек Гаврило Дранишников своими деньгами". Главный престол храма был освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи, два других, находившихся в трапезной, – во имя Симеона Богоприимца, а также во имя Анны Пророчицы (южный) и архистратига Михаила (северный). В это же время был сооружен “глухой до сводов” иконостас церкви, состоявший из двух ярусов, выполненных в разных стилях. Причт церкви, состоявший из двух священников, дьякона, дьячка и пономаря, имел на посаде 25 лавок, приносивших доход 70 рублей в год. В начале XVIII века в его приходе числился 71 двор.В XVIII – XIX веке священники причта Иоанна Предтечи управляли большим приходом, в котором числилось больше 120 человек.В советское время церковь Иоанна Предтечи, как и большинство храмов города, была закрыта. На основании заявления церковного совета здание храма постановлением Президиума Горсовета РК и КД г. Горького от 28 сентября 1938 года было передано на баланс “Областного Совета Осавиахима ВВРП”. Из этих же документов известно, что богослужение в храме было прекращено в ноябре 1937 года, когда были арестованы священник церкви и староста. Храм был возвращён Нижегородской епархии в 90-е годы XX века, с 1994 года возобновлены богослужения. В июне 2004 года было принято решение восстановить храм, начались ремонтные работы.

Архитектура

На протяжении своей истории здание церкви неоднократно меняло свой облик.Начиная с постройки каменной церкви в 1683 году, можно выделить три основных строительных периода, в результате которых на Нижнем посаде сформировался архитектурный ансамбль церкви Иоанна Предтечи: конец XVII – начало XVIII века, середина XIX века, начало ХХ века.Каменная с побеленными фасадами Предтеченская Нижнепосадская церковь 1683 года первоначально имела достаточно скромный (благодаря небольшим размерам как самого храма, так и его трапезной и колокольни, несложному кирпичному декору), но нарядный облик. Праздничный вид ей придавал керамический декор: трехцветный изразцовый фриз четверика, изразцы на всех пяти барабанах (по типу Успенской церкви на Ильинской горе), ярко-зеленые черепичные главы.В таком виде сооружение стояло до первой половины – середины XIX века, когда произошли первые изменения облика храма (к примеру, замена позакомарного покрытия четверика на четырехскатное, что сильно исказило вид завершений). На прилегающей территории появилась каменная подпорная стенка с севера и запада. Ремонтные работы в храме в 1830-1840-х годах попеременно выполнялись А.Л. Леером, И.Е. Ефимовым, Г.И. Кизеветтером. Тем не менее, в 1885-1888 годах пришлось вновь проводить крупные восстановительные работы, а колокольню вообще переложить заново, что существенно исказило облик древнего храма.На протяжении всего XIX века комплекс церкви Рождества Иоанна Предтечи практически беспрерывно реконструировался и дополнялся новыми сооружениями. Сам храм практически полностью изменил свой облик (были построены новые трапезная, колокольня, перестроен алтарь, пробиты окна и выполнен богатый штукатурный декор фасадов), так что от первоначального сооружения сохранились лишь стены четверика, его свод и черепичные главы с крестами.В 1809 году была построена каменная Спасская часовня (в 1848 году перестроена). С северо-запада и юго-запада симметрично от главного входа стали располагаться каменные Царская часовня (построена в 1882 году в память мученической кончины императора Александра II) и церковная сторожка 1886 года. Объединяющим элементом ансамбля служила подпорная стенка-терраса с лавками вдоль Ивановского съезда, внешний вид которой неоднократно менялся и окончательно сложился также в конце XIX века. В результате всех этих преобразований к началу ХХ века здесь появился развитый архитектурный ансамбль.В конце 1930-х годов все здания комплекса были переделаны до неузнаваемости (при этом были ликвидированы все завершения, колокольня и северная терраса с лавками под ней, крыльца, отдельные части декора) и получили облик “классицистической” архитектуры. В зданиях была размещена школа ДОСААФ по автомотоспорту. В Царской часовне был устроен общественный туалет. Интерьеры всех сооружений были полностью уничтожены. Сохранились лишь полы из метлахской плитки в основном объеме храма, фрагменты штукатурного декора в алтаре и трапезной. Судьба икон и другой церковной утвари неизвестна. Скорее всего, они были уничтожены, а колокола пошли на переплавку.В 2004-2005 годах была выполнена научная реставрация храма на основе эскизного проекта реставрации 1993 года. Все расходы по восстановлению уникального памятника истории и архитектуры взял на себя Совет директоров ОАО «Бумкомбинат «Волга» во главе с Шалвой Бреусом.Благодаря этому перед нами вновь предстал именно тот цельный законченный архитектурный ансамбль, обладающий большой градостроительной значимостью, который запечатлен на многочисленных поздних архивных фотографиях и открытках конца XIX – начала ХХ века.

Перед отреставрированным храмовым комплексом сформирована площадь, центром композиции которой стал памятник К. Минину и Д. Пожарскому, представляющий собой чуть уменьшенную копию известной скульптуры И. Мартоса, находящейся на Красной площади в Москве. Чин великого освящения церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи 4 ноября 2005 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вновь созданный ансамбль площади Народного единства – подлинное украшение города – был торжественно открыт 4 ноября 2005 года, а руководители коллективов, участвовавших в его создании, стали лауреатами премии Нижнего Новгорода 2006 года.

Рождественская Строгановская церковь

 История

Ныне существующему храму предшествовало несколько деревянных и каменных церквей. В частности, в 1621 году (согласно писцовой книги) здесь находилась «церковь Рождества пречистые Богородицы на берегу Оки древяна, с папертми, на подклетах, вверх шатром … на колокольнице 6 колоколов». В 1653 году московский купец С.Ф. Задорин отстраивает Рождественскую церковь в камне и делает ее домовым храмом обширной нижегородской усадьбы. После ее перехода в руки крупнейшего солепромышленника Г.Д. Строганова, последний пристраивает к церкви дополнительный придел в честь своего святого Григория Богослова. Возведение существующего храма началось в 1696 году после завершения строительства усадебной церкви в пригородном селе Гордеевке, принадлежавшем Г.Д. Строганову. Церковь была освещена в 1719 году в честь Собора Пресвятой Богородицы, но более известна как Рождественская (по названию предшествовавшего храма). Церковь возведена мастерами, работавшими на Строгановских постройках во многих местах России. Всем этим памятникам присущи общие композиционные и конструктивные черты, выделяющие их из других современных им построек в особую школу русской архитектуры конца XVII – начала XVIII века. Задачу создать красивое и представительное сооружение, прославившее и хозяина, и город, где оно поставлено, мастера выполнили блестяще. Они перекрыли пространство церкви, разместив наверху пять световых глав, а также окна в распалубках свода. Эта динамичная композиция, с одной стороны, отвечает духу барочной общеевропейской архитектуры, с другой – повторяет объемные формы деревянного народного зодчества. По богатству белокаменной резной декорации церковь почти не имеет равных в русской архитектуре. Ярусные ряды коринфских колонн поясами проходят по всем фасадам, разбивая их на отдельные ячейки с рельефными орнаментами, обрамляющими окна. Форму глав дополняют растворяющиеся в воздухе художественно выкованные кресты. Поставленная с юга отдельно от церкви, но соединенная с ней короткой галереей колокольня, увенчанная крестом с прапором-флюгером под ним колокольня делает архитектурную композицию еще более живописной. Когда-то на колокольне находились астрономические часы с курантами, показывающие кроме времени дня еще и фазы луны, время года… Они испортились и были заменены обыкновенными башенными. Праздничный мажорный характер имеет пронизанный светом интерьер церкви, где мастерская резьба иконостаса обрамляет живопись икон, выполненных выдающимися художниками того времени – Корнилием Улановым и Степаном Нарыковым. Крупные реставрационные работы, вызванные катастрофическим наклоном колокольни, были проведены в 1887 – 1896 гг. под руководством инженера-архитектора Р.Я. Килевейна. В процессе работ под церковь пришлось подвести новый фундамент, разобрать верхние ярусы колокольни и сложить их вновь. При этом старые детали декора были сохранены или восстановлены по фотографиям, чертежам и гипсовым отливкам. В 1960-х гг. церковь реставрировалась вновь по проекту архитектора В.Я. Чащина, под руководством С.Л. Агафонова, а в ее помещениях был размещен музей. Сейчас храм возвращен Нижегородской епархии, в нем возобновлено богослужение. Противоаварийные работы по укреплению фундамента, проведенные в 1997 – 1998 гг., вызванные его состоянием (из-за понижения грунтовых вод сгнили верхние части свай, на которые уложены валуны и тесаные камни), предотвратили угрозу гибели памятника. Сегодня храму возвращено его былое великолепие. Жители Нижнего Новгорода и многочисленные туристы, прибывающие к нам в город, обязательно посещают этот редкий памятник русского зодчества.

Архитектура

В композиционном плане Рождественская церковь имеет много общих черт с архитектурой древнерусских храмов: к собственно церкви с тремя алтарными апсидами и главами, поставленными по сторонам света, примыкает с западной стороны трапезная с некогда открытой в стороны папертью. На более высокой площадке возвышается отдельно стоящая колокольня. О том, что строителями храма были русские мастера, свидетельствует традиционная для России одностолпная палата трапезной (более 100 кв.м.) и сам принцип асимметричного размещения архитектурных масс на рельефе. В церкви был использован новый вариант сомкнутого свода с диагональными треугольными лотками и распалубками в крещатой части, что не только решало проблему светового пятиглавия, но и придало красивый рисунок своду. При помощи лотков и распалубок распорные усилия и вертикальное давление мощного верха было передано на угловые пилоны и оконные простенки. Введение на фасадах церкви сдвоенных колонн в местах сопряжения стен и одинарных - в простенках, подчеркивает роль несущих частей в архитектуре здания. Богатство резной белокаменной декорации стен превышает едва ли не любое другое сооружение русской архитектуры. Замысловатые раковины, яблоки, виноград, различные цветы и фрукты составляют основу пластического орнамента, выступающего рельефно на расписном под цветную парчу фоне стен. Все это наряду с динамикой объемов, завершенных растворяющимися в воздухе узорами кованых крестов, придает сооружению праздничный мажорный характер. Обилие элементов декора, пышные узоры просечных крестов, тонкость их рисунка, рельефные оковки и концентрация цвета (за счет золочения) в верхней части здания являются кульминационным и достойным завершением многоярусной композиции Строгановской церкви. Колокольня, соединенная с церковью небольшой галереей, или папертью, находится на южной стороне церкви. Ее орнаменты еще богаче и разнообразнее самой церкви.

Храм Александра Невского

История и архитектура

Собор во имя святого благоверного Александра Невского возвышается на Стрелке – традиционном месте проведения Нижегородской ярмарки. Виден он как с нагорной и заречной частей города, так и с фарватера рек Волги и Оки. Грандиозная высота собора (87 м) до сих пор обеспечивает ему третье место среди храмов России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.Его история началась в середине 50-х годов XIX века, когда центральный Спасский собор в ярмарочном торговом комплексе Кунавинской слободы уже не мог вместить всех верующих, и купечество обратилось к епископу Антонию с ходатайством о постройке нового собора, тот в свою очередь направил прошение губернатору А.Н. Муравьеву.В 1858 году на Кунавинской слободе в торговом комплексе Нижегородской ярмарки решено было возвести храм во имя спасителя и чудотворца Николая Мирликийского, но предложению этому суждено было измениться в том же году. Как вспоминали очевидцы, «24 августа ярмарка имела счастье видеть у себя блаженной памяти Государя Императора Александра Николаевича и Государыню Императрицу Марию Александровну. Купечество было осчастливлено посещением ярмарки Их Величествами. На память о преданности своей Православию и Престолу они решили соорудить не только храм, удовлетворяющий религиозной потребности торговцев, но храм величественный, увековечивающий патриотизм верноподданных к своему Государю и Их Августейшему семейству. Почему в собрании 24 августа 1858 года купечество, через главнейших представителей своих, выразило желание в предлагаемом храме устроить три престола: первый – во имя святого благоверного князя Александра Невского – тезоименитого Его Императорского Величества, Благочестивейшего Государя императора Александра II и Его Императорского Высочества, Великого Князя Александра Александровича; второй – во имя святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины – тезоименитой Государыни Императрицы Марии Александровны и третий – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского – тезоименитого блаженной памяти Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича».На том же собрании было положено и начало осуществлению благого дела: открыт добровольный сбор пожертвований на сооружение храма. Пожертвований на первый раз оказалось до 2000 рублей. Лишь к 1862 году собранная сумма в 60 тысяч рублей позволила приступить к реализации замыслов.Из всех предложенных проектов строительная комиссия остановилась на проекте губернского архитектора Р.Я. Килевейна. Проведенными архивными исследованиями установлено, что за основу проекта был взят рисунок Благовещенской церкви Лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге, построенной по проекту К.А. Тона. Основной идеей проекта было соединение пяти шатров в одном здании. Однако смета, как оказалось, как минимум вдвое превышает запланированную купечеством сумму в 100 тысяч рублей.18 ноября 1865 года Государь Император утвердил проект, но возведение храма началось только в сентябре 1867 года, после избрания нового строительного комитета, куда вошли люди, которые могли оказать реальную помощь.Первый камень в основание храма заложил великий князь Владимир Александрович, прибывший в Нижний Новгород 15 июля 1868 года. В 1869 – 70 годы были возведены стены храма и сделано перекрытие. Оформительские работы продолжались до конца строительства. Кроме написанных московским иконописцем Ф.А. Соколовым икон в храм были привезены иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря – Макария Желтоводского, Спаса Нерукотворного и другие.Производством работ по строительству руководили архитектор Р.Я. Килевейн и Л.В. Даль, чей оригинальный проект новоярмарочного собора остался неосуществленным.Нижегородские купцы братья Ремизовы поставляли пиломатериалы и металлоизделия, Зарубин – камень. Наибольшие партии кирпичей для постройки предоставляются купчихой Долгополовой, купцом Рукавишниковым, владельцем кирпичного завода крестьянином Петелькиным.В 1880 году храм был строительством закончен, передан Нижегородской епархии и получил штат: священник, диакон, псаломщик. Главный престол храма – во имя святого благоверного князя Александра Невского – был освящен 20 июля 1881 года.Поскольку постоянного прихода у храма не было (его составляли приезжающие на ярмарку купцы), основное помещение функционировало только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Зимняя же отапливаемая церковь Макария Желтоводского и Унженского находилась в выступающем западном притворе.В период революционных потрясений храм пережил череду гонений и осквернения. К этому времени собор св. блгв. Князя Александра Невского стал очень популярным не только среди купечества, но и среди простого народа. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прибегали многие страждущие. По мнению властей, в 1929 году приток в храм таких прихожан – местных домохозяек и неорганизованного населения – «вызывал неудобство». Поэтому в конце года ценности были изъяты, а зимой 1930 года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения собора пустили на дрова для обогрева местных домов. Прихожанам удалось спасти лишь несколько икон, в том числе икону Божией Матери и Животворящий Крест, которые до последнего времени находились в Высоковской церкви.Проект реконструкции бывшей ярмарочной территории, разработанный в конце 20-х годов, предусматривал снесение собора Александра Невского и возведение на его месте маяка с памятником Ленину. Но, к счастью, выполнение проекта закончилось лишь разборкой шатров. В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье. В многочисленных постройках, окончательно обезобразивших храм, были размещены подсобные помещения. В начале 40-х в здании собора произошел пожар, уничтоживший его интерьер и роспись на потолке и стенах. Во время Великой Отечественной войны на центральном барабане собора во имя святого благоверного Александра Невского стояла зенитная батарея, защищавшая нижегородское небо от вражеских налетов.Новая эра для собора Александра Невского наступила с 80-х годов ХХ века, когда по проекту архитекторов О.Е. Сундиевой и И.С. Агафоновой начались реставрационные работы по восстановлению сорванных шатров. Работы шли медленно, поскольку тяжело было подобрать нужный металл для изготовления перекрытий и других шатровых элементов. Следует отметить, что за выполнение столь сложного заказа взялись работники Кулебакского металлургического завода. Были и другие сложности в работе. Но все же с 1992 года в соборе параллельно с реставрацией возобновляются богослужения. Вскоре в храме была налажена эффективная система отопления, разработана новая конструкция иконостаса. Новая – потому что секрет старых мастеров, установивших и закрепивших в прошлом веке 23-метровый (с восьмиэтажный дом) иконостас, открыть не удалось. Многое пришлось восстанавливать по фотографиям.И снова перед нами прежний Храм – центричный, пятишатровый, архитектурные массы от притворов и боковых шатров нарастают ввысь, устремляясь к мощному центральному шатру с большой золоченой главой. В плане собор имеет форму «греческого креста». В крестово-купольной структуре храма, в ряде деталей фасадов отразилось официальное понимание русской национальной культовой архитектуры. Это последнее сооружение в городе, возведенное на основе «образцовых» проектов К.А. Тона. Общий облик собора, удачно найденные габариты и силуэт, масштабность основных пропорций ставят его на одно из первых мест по значению в речном фасаде Нижнего Новгорода. И до революции, и после своего второго рождения Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского являлся местом встречи почетных гостей – Августейшей фамилии, православных иерархов. Дважды собор посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II – в 1991 году во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского и в ноябре 2005-го, когда Россия впервые отмечала государственный праздник День народного единства. Сегодня огромное количество прихожан и приезжих посещает собор святого благоверного Александра Невского и поклоняется его святыням: иконе преподобного Серафима Саровского с частицей мощей;

  • иконе блаженной Матроны Московской с частицей мощей;
  • иконе святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей;
  • иконе святой великомученицы княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицами мощей;
  • иконе святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Но еще больше нижегородцев и гостей города любуются этим величественным гигантом с противоположного берега или с самой реки. Сегодня уже трудно представить панораму Нижнего Новгорода, открывающуюся с места встречи Волги с Окой без собора во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Заключение

Монументальное строительство после иноземной интервенции и связанной с ней  разрухи возобновилось не сразу. Только с 20-х годов XVII века встречаются единичные каменные постройки и появляются сведения о них. На первых порах культовое зодчество является преобладающим. Однако, в нём нет больших художественных явлений и серьёзных новшеств. Угасание шатровой архитектуры, наблюдавшееся в конце XVI века, продолжается и в первой половине XVII века.

В архитектуре этого времени особую актуальность приобретают вопросы градостроительства, планировки и застройки новых городов, строительства зданий для производственных, в первую очередь связанных с обороной, предприятий, для административных и общественных учреждений. Происходит пересмотр старых, веками сложившихся типов зданий. Даже церковная и монастырские постройки приобретают в это время существенно иной, чем в XVII веке, характер.

Во второй половине столетия искусство и архитектура в силу тесной связи с жизнью находившейся на подъёме страны достигают значительного развития. Необыкновенный размах приобретает строительство и оформление пышных дворцовых резиденций, широкое распространение в искусстве и архитектуре России получает стиль барокко.

Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно так же, как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым, преломляло впечатления жизни через призму христианской филологии и соблюдало установленную иконографию. Оно так же было делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы, ещё не зная большого расхождения между профессиональном и народным, складывались как примеры искусного, «хитрого» ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека.

 

Список литературы:

 

  • В.Н. Александров – «История русского искусства»
  • Н.А. Дмитриева – «Краткая история искусств»
  • DVD-диск «Монастыри и храмы земли нижегородской»

www.Wikipedia.ru

  • www.vgoroden.ru

 

Категория: Рефераты | Добавил: skachkovatatyana
Просмотров: 1151 | Загрузок: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Turboden © 2024Конструктор сайтов - uCoz